Тексты в интернете решают разные задачи: они развлекают, продают товары и услуги, повышают узнаваемость бренда. Чтобы повысить эффективность текста, важно грамотно выделять основные мысли и тезисы — например, при помощи буллитов.
В этой статье вы узнаете:
- что такое буллиты в тексте;
- для чего и когда их использовать;
- какие бывают буллиты;
- где их используют;
- как их грамотно оформить;
- примеры использования «пуль» в тексте и чем их можно заменить;
- как не стоит использовать буллиты;
- чем их можно заменить;
- основные преимущества «пуль».
Что такое буллиты в тексте

В качестве буллита может выступать почти любой графический символ, который поможет выделить пункт списка в тексте — в статье, на Landing Page или в посте для Telegram.
Если говорить простыми словами, то буллиты — это символы, которые используются в списках:
- маркированных;
- нумерованных.
Чтобы вам было проще понять, что такое буллиты, я приведу конкретный пример. Ниже — небольшой отрывок текста, в котором важные мысли выделены в формате списка.
Иван Андреевич составил список вещей, которые ему понадобятся для похода. В него попали:
• зубная щетка;
• теплая одежда;
• палатка;
• термос.
Как видите, буллиты помогают выделить главные мысли, а также делают текст более удобным для чтения.
Если обратиться к Википедии, то там можно увидеть все названия буллитов, которые есть в русском языке: маркер списка, буллет, булит, буллит.

Зачем и когда использовать буллиты
Одна из главных задач буллитов в тексте — удержание внимания читателя. Когда главные мысли оформлены в формате маркированного или нумерованного списка, читателю намного проще уловить главную мысль материала.
Например, можно сделать отдельный блок в конце статьи, в котором выделяются самые важные мысли, которые стоит запомнить.

В таблице ниже — основные сценарии использования буллитов в тексте.
Перечисление | Например, когда нужно выделить список каких-то предметов или последовательность действий. Это актуально для перечислений каких-то предметов или пошаговых инструкций. |
Выделение главного | Можно сделать специальный блок в конце статьи, в котором выделяются самые важные мысли, которые стоит запомнить. Буллиты помогут обобщить основные тезисы автора. |
Краткое раскрытие темы | Буллиты помогут убрать из текста воду и подать информацию кратко. |
SEO | Списки делают текст более привлекательным как для читателей, так и для поисковых систем. Статья, которая содержит буллиты, оценивается поисковыми роботами выше, нежели обычные простыни текста. |
Мотивация к совершению целевого действия | «Пули» в статье или на посадочной странице можно использовать для того, чтобы мотивировать читателя совершить целевое действие: оставить заявку, подписаться на рассылку, позвонить по телефону. |
Какие бывают буллиты: основные виды
Буллиты — это маркеры списка; они обозначаются символами и цифрами. Поэтому буллиты можно разделить на три типа: нумерованные, маркированные и многоуровневые.
Нумерованный список
Нумерованный список — это буллиты, которые выделяются цифрами: арабскими или римскими. Нумерованные списки используют, чтобы выделить зафиксированную последовательность действий.

Например, нумерованные списки отлично подходят для составления пошаговых инструкций.
Маркированный список
Маркированный список — это буллит, который выделяется графическими символами: точкой, ромбом, треугольником, стрелкой. Маркированные списки делают в тех случаях, когда не требуется строгая последовательность действий.

Например, маркированный список подойдет для того, чтобы выделить основные тезисы автора; главные мысли можно перечислить в любом порядке, так как допускается произвольная последовательность.
Многоуровневый список
Многоуровневые списки — это списки, внутрь которых вложены другие списки. Например, они могут состоять сразу из нескольких уровней: сначала идет основной пункт, а в него вложены подпункты.

Здесь буллиты используются для разных уровней вложенности. Например, основной пункт может выделяться жирной точкой, а вложенные подпункты — треугольником.
Где используют «пули»
Буллиты — они же «пули» — используют не только в классических статьях и текстах.
Маркированные и нумерованные списки помогут выделить основные мысли и идеи:
- в коммерческом предложении;
- на посадочной странице (Landing Page);
- в презентации;
- в тексте на сайте: например, когда вы пишете статью для Дзена или личного блога;
- в посте для социальных сетей;
- в техническом задании;
- в инструкции;
- в email-рассылке.
Коммерческие предложения
Буллиты — это отличное решение для коммерческих текстов. В частности, для коммерческих предложений; списки помогут структурировать информацию и повысить эффективность КП.

С помощью нумерованных и маркированных списков в КП, вы можете:
- перечислить основные преимущества вашей компании или продукта;
- мотивировать потенциального клиента совершить целевое действие;
- перечислить список услуг или товаров.
Посадочные страницы
Списки на посадочных страницах (Landing Page) помогут выделить основные преимущества вашего предложения; также с помощью буллитов вы сможете рассказать посетителю о клиентских выгодах, преимуществах компании.

Презентации
В презентациях очень ценится лаконичность. Автору презентации важно выделить основные тезисы своего доклада или предложения в сжатой форме.

Здесь на помощь приходят буллиты, которые помогут выделить только основные аспекты темы презентации.
Тексты на сайте
Речь идет про классические тексты для сайтов — например, статьи для блога. Чтобы читателю было проще уловить основной посыл материала, используйте нумерованные и маркированные списки — они помогут «разбавить» полотно текста.

Посты для социальных сетей
Пользователи социальных сетей не любят читать длинные тексты. Чтобы донести свои мысли для читателей в соцсетях или мессенджерах — например, во ВКонтакте или Telegram, — используйте буллиты в своих постах.

А еще буллиты помогут сделать визуально привлекательный пост, так как элементы списка можно выделить при помощи эмодзи (смайликов).
Техническое задание
Буллиты в техническом задании (ТЗ) помогут исполнителю лучше понять то, что хочет заказчик. С помощью списков — нумерованных и маркированных — можно выделить основные этапы работы, а также перечислить то, что вы хотите получить от исполнителя.

Инструкции
С помощью буллитов можно выделить все основные этапы работы в пошаговой инструкции — в строгой последовательности.

Email-рассылки
Чтобы повысить эффективность и конверсию писем из Email-рассылок, их нужно грамотно оформить. Здесь на выручку приходят списки.
Например, вот как это делают маркетологи из «Авиасейлс»:

Как написать и оформить буллиты в тексте: практические рекомендации
Помните про правила оформления нумерованных и маркированных списков. Нумерованные списки оформляются так: каждый пункт начинается с заглавной буквы, а в конце предложения ставится точка.
Пример:
- Пункт номер один.
- Пункт номер два.
- Пункт номер три.
Маркированные списки оформляются так: каждый пункт начинается со строчной буквы, в конце предложения ставится точка с запятой, после самого последнего элемента списка ставится точка.
Пример:
- пункт номер один;
- пункт номер два;
- пункт номер три.
Не делайте длинные пункты списков. Пусть каждый пункт будет кратким и содержательным. Каждый пункт можно описать в 2-3 предложения. Чем длиннее пункт списка, тем «труднее» его прочитать; да и смотрятся такие списки не очень презентабельно.
Идите от важного пункта к менее важному. Старайтесь соблюдать простую иерархию: в начале списка размещаем самую важную и ценную информацию — идем от самого важного пункта к менее важному.
Краткость, краткость и еще раз краткость. Не делайте большие списки на 20-30-40 пунктов. Максимальное количество пунктов: 10-15.
Выделяйте только важные мысли. Не нужно использовать списки только для того, чтобы разбавить полотно текста. Это инструмент, который должен:
- привлечь внимание читателя;
- помочь читателю выделить основные мысли из текста.
Не меняйте части речи в списке. Например, если первые два пункта — существительные, то и третий пункт должен быть существительным, а не глаголом.
Наша компания поможет:
• сделать замеры потолков;
• подобрать материалы для ремонта;
• кровати и мебель.
В нашем каталоге вы найдете:
• кровати;
• диваны;
• стулья.
Учитывайте целевую аудиторию. Если читатели вашего текста, коммерческого предложения или рассылки — широкая аудитория, то старайтесь избегать профессионализмов и жаргонизмов, которые известны только узкоспециализированным специалистам.
Добавляйте в списки общую и понятную информацию.
Учитывайте формат контента. Например, в обычной статье лучше всего использовать классические маркеры — графические символы и цифры. В посте для социальных сетей можно использовать смайлики (эмодзи), а в коммерческом предложении — иконки.
Оформляйте буллиты в едином стиле. Если первые пункты списка выделяются графическими символами, то и последующие элементы должны быть оформлены в этом стиле.
Это касается шрифтов, отступов и цветов — они не должны отличаться друг от друга.
Избегайте «пустых» пунктов списка. «Пустые» пункты не несут никакой смысловой нагрузки; их легко можно убрать и ничего не изменится — общий смысл останется прежним.
Примеры буллитов: 5 вариантов
🎯 Первый пример: буллиты на посадочной страницы реферальной программы сервиса доставки еды FARFOR. Пошаговая инструкция, где указано, что нужно сделать, чтобы получить бонусы.

🎯 Второй пример: посадочная страница школы актерского мастерства Елены Борщёвой. В буллитах указано, кому именно подойдут уроки.

🎯 Третий пример: главная страница онлайн-школы Skillbox. Здесь в формате списка указаны основные преимущества образовательной платформы.

🎯 Четвертый пример: страница онлайн-курса для маркетологов. Перечисление обязанностей интернет-маркетолога.

🎯 Пятый пример: страница креативной редакции «Рыба». Здесь буллиты подробно «рассказывают» о компетенциях редакции.

Как не стоит использовать и оформлять буллиты: вредные советы
❌ Каждый пункт оформлен «капслоком». Буллиты выделяются символами, цифрами, эмодзи и другими графическими элементами. Этого достаточно; не стоит пытаться дополнительно выделить их при помощи «капслока».
Не оформляйте списки так:
- ПЕРВЫЙ ПУНКТ.
- ВТОРОЙ ПУНКТ.
- ТРЕТИЙ ПУНКТ.
❌ Большое количество «жирного» текста. Не нужно выделять все пункты списка жирным или цветом. Это, как и «капслок», отвлекает внимание от действительно важных элементов.
❌ Несогласованность пунктов. Каждый пункт в списке должен быть согласован с другим. Например, если идет перечисление ингредиентов для приготовления борща, не стоит добавлять туда продукты, которые никак не относятся к рецепту.
❌ Большое количество графических элементов. Это частая ошибка при оформлении буллитов на посадочных страницах или в коммерческих предложениях.
В попытках выделить список в тексте, веб-дизайнеры, копирайтеры и маркетологи используют большое количество графических элементов — иконок, картинок, анимаций. Все эти элементы отвлекают от главного — от текста, где перечислены преимущества продукта или компании.
Чем можно заменить буллиты в тексте
Классические буллиты можно заменить на другие блоки, которые помогут привлечь внимание: например, список с иконками и изображениями на посадочной странице будет смотреться лучше, чем обычный список.
Эмодзи
Классические буллиты в тексте в виде графических символов или цифр можно заменить смайликами (эмодзи). Это очень популярный формат оформления списков в социальных сетях.

Таблица
Список можно заменить таблицей. Пример такого оформления списка перечисления есть в этой статье.

Блоки внимания
Вместо буллитов вы можете использовать специальные блоки внимания в тексте. Например, поместите какую-то важную мысль в цветной блок, выделите часть текста в виде цитаты, добавьте специальный блок автора.
Какие есть преимущества у буллитов
Буллиты в тексте: ответы на частые вопросы
Итоги
Что запомнить:
- Буллиты в тексте — символы, которые используются для выделения элементов списка.
- Одна из главных задач буллитов в тексте — привлечь и удержать внимание читателя.
- Буллиты используют в текстах на сайте, в социальных сетях и мессенджерах, на посадочных страницах (Landing Page), в коммерческих предложениях.
- Классические буллиты можно заменить на эмодзи, таблицу или блоки внимания.